Илья Черкасов: Платформы объективного контроля помогают управлять городом и производством

Директор инфраструктурного бизнеса «МаксимаТелеком» Илья Черкасов дал интервью изданию CNews.

С чего начать процесс цифровизации в компании? Насколько сложен и дорог этот процесс? Нужно ли готовиться к ней, создавая необходимую инфраструктуру? Какую роль в этих проектах играют платформы объективного контроля? Ответы на эти вопросы — в интервью Ильи Черкасова, заместителя генерального директора «МаксимаТелеком» по инфраструктурному бизнесу.

CNews: В последние годы много говорится о цифровизации. Однако каждый видит за этим понятием что-то свое. Что такое цифровизация в вашем понимании?

Илья Черкасов: Безусловно, существует масса определений цифровизации. Для одних это хайп, для других — возможность провести исследования, подтвердить гипотезы и найти точки роста. Для нас цифровизация — это практический инструмент повышения эффективности бизнеса наших партнеров и заказчиков на основе объективной картины о его состоянии, анализа технологических и бизнес-процессов, сведения к минимуму человеческого фактора, автоматизации рутинных операций и внедрения системы поддержки принятия сложных решений.

CNews: Как получить эту единую объективную картину?

Илья Черкасов: Здесь необходимо посмотреть на цифровизацию на нескольких уровнях. Первый — физический. Для предприятия подбирается необходимая инфраструктура: датчики IoT, камеры машинного зрения, лидары, микрофоны и другие устройства, позволяющие сформировать объективную картину состояния объекта, например, подвижного состава. Второй уровень — это обеспечение постоянной связи с этим объектом. Мы называем это connectivity, связующей средой, которая помогает передавать и объединять получаемую информацию. Третий — платформы объективного контроля для обработки данных. Они интегрируют данные с системами управления предприятием, обеспечивая принятие управленческих решений и автоматизацию рутинных процессов на различных этапах. При этом часто оказывается, что на физическом уровне необходимые датчики уже присутствуют, но на уровне платформ данные просто не используются или не встроены в текущие процессы.

CNews: Какие технологии уже существуют для этого? Какие еще надо создавать?

Илья Черкасов: Технологии «Индустрии 4.0» шагнули далеко вперед: это машинное зрение, нейронные сети, искусственный интеллект, дополненная реальность. Сейчас основная задача — выбрать из них наиболее доступные и эффективные, которые с минимальными затратами позволят получить максимум эффекта. Чем мы и занимаемся, разрабатывая наши решения и цифровые сервисы для B2B и B2G.

CNews: Если говорить о России, то для каких отраслей это особенно актуально?

Илья Черкасов: Это актуально практически для всех отраслей. В первую очередь, для городского хозяйства, транспортной инфраструктуры, промышленности, машиностроения. Например, цель цифровизации городской среды – рост качества жизни горожан, их комфорта и повышение эффективности работы городских служб. И здесь платформы объективного контроля выходят на первый план в процессах управления городом – наличие «единой версии правды» для госзаказчика и его многочисленных подрядчиков позволяет объективно оценивать объемы выполненных работ, снижать количество спорных ситуаций и автоматизировать биллинг за оказанные городу услуги. Тем самым выстраивается доверительная среда одинаково доступная для всех участников процесса.
Для промышленности, машиностроения, добывающих отраслей системы объективного контроля позволяют получить точную информацию об использовании ресурсов — людей, техники, оборудования, распределять их с большей эффективностью на всех этапах производственного цикла.

CNews: Как развивается направление платформ объективного контроля в вашей компании?

Илья Черкасов: Мы исторически начинали работу с транспортного комплекса — первыми в мире дали людям доступ в интернет благодаря созданию сети Wi-Fi в Московском метрополитене — огромной и одной из самых технически сложных локаций. Затем на базе технологий высокоскоростной связи мы начали цифровизацию транспортного сектора, разработку решений и сервисов, и поняли, что для заказчиков, у которых много подрядчиков, важно иметь объективную картину о состоянии десятков и сотен процессов в едином виде и удобном интерфейсе.

Ее позволяет получить платформа объективного контроля. Она за счет датчиков, камер машинного зрения или других детекторов фиксирует состояние объекта, а затем с помощью искусственного интеллекта обрабатывает их и отслеживает изменение во времени, сохраняя при этом архив с параметрами каждого объекта и сопоставляя их с эталонными данными. Например, в 2020 году мы внедрили платформу объективного контроля за вывозом снега в Москве. На 48 снегоплавильных пунктах была установлена система измерения объема вывезенного снега. Она в реальном времени показывает руководству города полную картину по объему вывозимого со столичных улиц снега, включая мониторинг ключевых статистических показателей. Платформа обеспечивает высокую точность измерений: погрешность не превышает 3%. Таким образом удалось перейти от ручного к автоматическому измерению объемов снега с помощью проверенных и сертифицированных средств. Теперь на основе нашей системы формируется биллинг с перевозчиками. Мы считаем эту платформу одним из базовых решений по цифровизации городского хозяйства.

Сейчас также в Москве внедряется наша универсальная мультисервисная платформа для наземного городского пассажирского транспорта. Она анализирует данные, получаемые с автобусов, электробусов, трамваев. В платформе задействованы десятки датчиков и бортовых систем. Например, система видеонаблюдения и акселерометры помогают контролировать качество вождения. Модуль анализа данных автоматически выявляет безбилетников и анализирует пассажиропоток. Мониторинг работоспособности оборудования по телеметрии отслеживает работу климатического оборудования, исправность дверей и так далее. Все эти данные помогают городу более эффективно использовать общественный транспорт и соблюдать график движения, обеспечивать предсказуемость, тактовость движения, качество транспортных услуг и, в конечном итоге, высокий уровень комфорта пассажиров в поездках.

Мы реализуем пилотный проект по контролю состояния подвижного состава в одном из депо метрополитена. Система на основании данных видеокамер с машинным зрением оценивает, как внешнее состояние вагонов, например, целостность кузова и стекол, работу электрических приборов, так и состояние узлов и агрегатов, проводя тепловизионный контроль узлов вагонной тележки, температуры букс, анализ толщины токоприемников, наличия шплинтов, гаек и других крепежных элементов ходовой части. На основе сравнения эталонных значений с полученными в режиме реального времени данными делается вывод о состоянии механических элементов, выявляются виброакустические аномалии и шумы, происходит анализ тележки на дефекты и повреждения. Во время захода поезда в депо проводится более тысячи автоматических измерений состояния подвижного состава. Обнаружив аномалию, платформа сообщает о ней диспетчеру, который принимает меры по устранению проблемы. Система позволяет на 15%-20% сократить время на приемку состава, снизить влияние человеческого фактора и перевести большую часть ручных операций в цифровой вид.

Более чем на 30% сокращается время на обслуживание благодаря носимым устройствам – работник получает наряд на выполнение работ на смартфон или очки дополненной реальности, в реальном времени заказывает запчасти и инструменты под конкретную задачу, получает подсказки по исполнению задачи и фиксирует объем выполненных работ.

В современных вагонах мы объединяем данные с видеокамер с телеметрией подвижного состава, интегрируемся с другими системами. Для вагонов ранних серий используются системы внешнего объективного контроля, датчики, дистанционные камеры машинного зрения. Переход к таким решениям в депо помогает сформировать цифрового двойника, который сопровождает подвижной состав на всем периоде его жизненного цикла.

CNews: То есть использование такой системы не требует замены всего парка оборудования?

Илья Черкасов: В этом и заключается основное преимущество: систему можно использовать прямо сейчас. Внедрение цифровых решений часто тормозят стереотипы, что цифровизация требует огромных инвестиций в инфраструктуру. Но это не так. Мы подходим к цифровизации поэтапно, что позволяет на базе уже имеющейся инфраструктуры минимальными средствами достичь высоких показателей эффективности. Например, платформа объективного контроля подвижного состава охватывает все этапы сервисного обслуживания. И при этом не требуется дооснащать каждый объект контроля дорогими датчиками или строить ЦОД. Технологии машинного зрения, видеоаналитики и дистанционного контроля в основе решения помогают отстроить процесс и автоматизировать большинство операций, выполняемых вручную.

CNews: Какие еще решения можно внедрить в сфере городского хозяйства и управления?

Илья Черкасов: Сейчас пилотируется решение по контролю вывоза строительного грунта и других сыпучих отходов, которое позволит контролировать объемы вывоза в строительстве и переработке отходов, позволяя всем участникам процесса видеть единую картину, и с помощью машинного обучения в перспективе строить модели для планирования логистики с учетом накопленных данных.

CNews: А что вы предлагаете промышленным предприятиям?

Илья Черкасов: На производстве очень актуальны цифровые системы контроля и поддержки процессов технического обслуживания и ремонта. Наше решение помогает контролировать все действия персонала: своевременный приход на работу, использование СИЗ, вести мониторинг перемещений по предприятию. Оно объединяет биометрическую систему на базе технологии распознавания лиц и RFID-карты для идентификации работника, видеоаналитику для контроля нахождения людей в определенных зонах и наличия посторонних предметов в производственном периметре. Решения с использованием IoT и машинного зрения позволяют определять местонахождение с точностью до метра. Это помогает предотвращать инциденты, связанные с промышленной безопасностью.

Кроме того, как я уже говорил, у нас есть платформа с возможностью подключения носимых устройств — планшетов или очков дополненной реальности, которые позволяют не только контролировать работу персонала, но и привлекать для ее выполнения сотрудников более низкой квалификации — они могут выполнять ее при дистанционной поддержке экспертов. Это особенно актуально, когда надо отправить специалиста на удаленное предприятие. Фактически, работник через виртуальные протоколы связи получает советы от эксперта, находящегося в другом месте

Системы объективного контроля позволяют без участия человека оценить текущее состояние объекта, а большие данные — построить модель, на основании которой становится ясно, выходит ли из строя тот или иной узел, и настало ли время провести его техническое обслуживание или ремонт.

CNews: Какая инфраструктура должна быть уже создана заказчиком, чтобы внедрить платформу?

Илья Черкасов: Любой проект начинается с анализа текущих бизнес-процессов и аудита существующей инфраструктуры предприятия. Затем определяются минимальные требования к физическому уровню: наборы и типы датчиков, каналы связи для взаимодействия с платформой, ERP-система, система бизнес-анализа и поддержки принятия решений. И уже затем мы формируем дорожную карту по внедрению платформ объективного контроля в процессный ландшафт. Разрабатывая такие цифровые решения, важно учесть весь жизненный цикл объекта цифровизации. Архитектура наших платформ предусматривает гибкое масштабирование на любое количество процессов с учетом их отраслевой специфики.